Самолет АН-24РВ
Самолет Ан-24 был создан под руководством Генерального авиаконструктора О.К.Антонова. Ан-24 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 конструкции А.И.Ивченко мощностью по 2550 л.с. с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-72 диаметром 3,9 м с автоматически изменяемым шагом. Самолет Ан-24 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением с форкилем и трехопорным убирающимся шасси.
Фюзеляж — балочно-стрингерный полумонокок, герметичный. В фюзеляже размещены кабина экипажа, пассажирский салон, бытовые помещения (буфет, туалет, гардероб и др.) и грузовой отсек. Пассажирская кабина отделена от остальных помещений перегородками. Просторный салон оборудован комфортабельными креслами с шагом 720 мм, с механизмом отклонения, пепельницами и откидными столиками. Первоначальный проект был для перевозки 32 человек, затем до 50 мест. Перед салоном расположена кабина экипажа. Экипаж состоит из командира корабля, второго пилота, бортмеханика и бортпроводника.
Крыло большого удлинения, трапециевидной формы в плане размахом 29,2 м и площадью 74,9 м2. В кессоне центроплана расположены четыре мягких топливных бака для 3950 кг керосина.
Управление самолетом -двойное, имеет оригинальную горизонтально расположенную штурвальную колонку, что в комплекте с компоновкой кабины создает большие удобства для работы пилотов.
Самолет оснащен пилотажно-навигационным и радиотехническим оборудованием, обеспечивающим выполнение полетов в различных метеоусловиях как днем, так и ночью, а также осуществление посадки в условиях плохой видимости.
Самолет Ан-24 для перевозки 32 человек строился с января 1958 г. по сентябрь 1959 г. Первый полет на Ан-24 был совершен 20 октября 1959 г. Заводские испытания проходили по март 1961 г., государственные испытания — в апреле-августе 1961 г. Первый серийный Ан-24 поднял в воздух весной 1962 г. летчик-испытатель Ю.М. Сорокин. 31 октября 1962 г. самолет Ан-24 отправился в первый пассажирский рейс из Киева в Херсон.
Ан-24 быстро получил признание у работников гражданской авиации и у пассажиров.
Основные характеристики самолета:
Взлетная масса самолета, кг. | 21800 |
Масса пустого самолета, кг. | 14800 |
Число пассажирских мест, чел. | 48 |
Дальность полета, км. | 2000 |
Практический потолок, м. | 8400 |
Крейсерская скорость, км/ч | 430 |
Экипаж, чел. | 4+1 |
Размах крыла, м. | 29,20 |
Длина, м. | 23,53 |
Высота, м. | 8.32 |
Размеры входной двери (ширина/высота), м. | 0,75/1,40 |
Размеры грузовой двери (ширина/высота), м. | 1,20/1,10 |
Размеры багажной двери (ширина/высота), м. | 1,41/0,75 |
Средний расход топлива, кг/час. | 800 |
Ан-24 стал одним из самых распространенных самолетов Аэрофлота. К концу 1970 Г. Ан-24 работал более чем на 450 воздушных линиях. Он эксплуатировался во всех климатических зонах России и ближнего зарубежья. Ан-24 занимал первое место по экспорту среди пассажирских самолетов, поставлен в 26 стран мира. Ресурс Ан-24 доведен до 50000 летных часов, или 35 000 полетов, — это был наибольший показатель в СССР. В течение десяти лет турбовинтовой самолет Ан-24 вытеснил с авиалиний Ли-2 и Ил-14.
В 1969 г. Ан-24 демонстрировался на 27-м Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).
Ан-24 в модификациях А, Б, В и РВ строился серийно на Киевском (1959-1979) и Улан -Удэнском (1965-1970) авиационных заводах. Выпущено в СССР 1100 экземпляров, выпуск продолжается в Китае под обозначением У-7. За время эксплуатации Ан-24 перевезено большое количество пассажиров и грузов.
Генеральный конструктор А.Н. Туполев отозвался о самолете Ан-24: «Машина показала свои высокие качества и является современным образцом машин этого класса».
Ан-24 стал базовым для целого семейства самолетов ОКБ О.К.Антонова.
Ан-24А (1959 г.) — вариант Ан-24; рассчитанный на 44 пассажира. Строился серийно (200 машин).
Ан-24Б (1960 г.) — основной серийный вариант Ан-24 на 48…52 пассажира с размещением буфета и рабочего места бортпроводника. Построено 400 самолетов.
Позднее на базе Ан-24Б выпускался пассажирский самолет Ан-24 РВ, который имел в правой гондоле ТВД дополнительный малогабаритный ТРД PY-19-300 с тягой 900 кг. С помощью этого двигателя удалось существенно улучшить взлетные характеристики самолета, особенно при эксплуатации с высокогорных аэродромов.
Ан-24В (1961 г.) — экспортный вариант Ан-24Б для эксплуатации в социалистических странах, а также в странах Азии и Африки. Самолет компоновался (число мест и размещение бытовых помещений) и оснащался пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием по требованию страны-заказчика.
Ан-24К (1963 г.) — административный (служебный) вариант Ан-24 для перевозки 16-18 человек с деловыми целями в условиях повышенного комфорта, обеспечивающего возможность работы и отдыха во время полета.
Этот вариант самолета не строился, так как серийные самолеты Ан-24А, Ан-24Б выпускались с различными вариантами компоновки пассажирского салона.
Был построен в одном экземпляре Ан-24ФК (фотокартографический). Основное назначение Ан-24ФК — воздушное фотографирование земной поверхности для изготовления топографических карт.
На базе Ан-24ФК был построен серийный аэрофотосъемочный самолет Ан-30.
Ан-24Д (1967 г.) — модификация Ан-24 для перевозки 60 пассажиров на дальность 2700 км. Основные отличия от базовой модели: удлиненный фюзеляж на 2,8 м за счет цилиндрических вставок, в хвостовой части правой гондолы установлен ТРД PY19A-300 тягой 900 кг, увеличена емкость топливных баков до 7100 л, колеса на главных опорах заменены на колеса увеличенного диаметра. Самолет не строился.
Ан-24УШ (учебно-штурманский) — вариант самолета Ан-24 для обучения самолетовождению пилотов, штурманов и диспетчеров высших учебных заведений Министерства гражданской авиации (МГА).
Ан-24УШ по летно-эксплуатационным характеристикам соответствует базовому. Основным отличием этой модификации является то, что в пассажирском салоне установлено 5 рабочих мест с приборными досками, которые укомплектованы действующим пилотажно-навигационным оборудованием, освещением, громкоговорящим устройством СГУ-15. Окна, у которых находятся рабочие места, заменены на блистеры. В 1970 г. были переоборудованы семь самолетов.
Ан-24ЛП (лесопожарный) (1971 г.) — самолет, предназначенный для патрулирования лесов и ликвидации обнаруженных очагов пожаров. Оснащен оборудованием для обнаружения и тушения пожаров. Были оборудованы три самолета.